Пятница, 31.01.2025, 07:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Форма входа
Поиск
Наш опрос
оцените работу этого сайта
Всего ответов: 33
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Богдан Курилко- Записки о цели и смысле Карате


По данным статистики восточные боевые искусства в нашей стране самый массовый вид активности. Тысячи людей посещают различные школы боевых искусств несмотря на то, что почти все они, за исключением дзю-до, не являются олимпийскими видами спорта, да и вообще спортом признаются далеко не всегда. Можно пойти простым путем и объяснить этот феномен извечной тягой человека в безопасности. Но, на мой взгляд – это не более чем миф. Любой неглупый человек, посетивший две-три тренировки понимает, что для обеспечения своей личной безопасности ему придется отдать кучу времени и сил, травматический пистолет надежней и вообще ему на каждой тренировке рассказывают, что бить людей - это не главная цель. Но не оскудевают отечественные додзе преданными адептами. Да, меняется мода, одни направления становятся менее популярными, другие более, но каждый Сенсей рано или поздно находит своих учеников, которые не только готовы потратить на него свое драгоценное время, но заплатить за науку своими кровно заработанными денежками. И это при огромадном количестве клубов и секций и не меньшем количестве тех самых сенсеев.
Все что я скажу дальше не более чем мое предположение. В силу того, что мне оно показалось любопытным и местами отвечает моим ощущениям происходящего – я решил им, этим предположением поделится. И так, давайте посмотрим на историю. Причем не мифическую, типа школа сунь хунь мей ведет свое начало от вострозубого дракона с горы жунь хунь, а те относительно известные нам факты, которые можно встретить в учебниках истории.
Китай. Период восточного Чжоу. Шестой – пятый века до нашей эры. Появляются две религии – конфуцианство и даосизм. В поднебесной прямо скажем не ренессанс, а они (китайцы) изобретают сложные философские школы, ставящие во главу работу над собой.
Индия. Эти ребята не так бережно относились к информации как китайцы поэтому попробуем поверить, что первый буддийский собор с участием всех учеников Будды прошел в пятом веке до нашей эры. В результате этого события появился буддийский канон – Трипитака. Причем в это время в Индии тоже не все спокойно. Веды дискредитированы, брахманы всем надоели, поскольку требуют только соблюдения ритуалов и жертвоприношений и тогда из касты ВОИНОВ (а принц Гаутама был представителем именно кшатриев) приходит вариант нового отношения к действительности требующего приложения немалых усилий к собственному совершенствованию.
Таким образом, на мой взгляд, на достаточно большой и наиболее развитой на то время территории, примерно в одно и тоже время созрела и была реализована непреодолимая тяга человека к тому, что в него заложено природой ли, высшими ли силами (это как кому удобнее), а именно стремлению к собственному духовному и интеллектуальному развитию. Появились учения, которые не только пришли на смену тем, которые не требовали ничего, кроме жертв и ритуалов( то что позже, как мне кажеться произойдет и с христианством), но и сделали самосовершенствование главной целью. С этого момента развитие души становится смыслом жизни истинно верующего. Конечно же, ритуалы не исчезли, но они трансформировались став своего рода способами достижения желаемого.

А дальше, я рискну предположить, и не кидайте в меня камни, в далеком Китае произошла совершенно замечательная штука. Идеи буддизма и даосизма вступили в реакцию с конфуцианством – апофеозом системности в то время. То есть великая идея получила достойное системное обрамление. Не берусь судит насколько эта встреча повлияла на эти течения в поднебесной. Не компетентен. Думаю существенно. Но то, что именно под влиянием этой химической реакции начали развиваться боевые искусства Китая, в последствии экспортированные по всему миру и местами переродившиеся в новые направления – рискну предположить. Ведь что такое боевые практики внутри сформировавшихся школ цюань фа, как не взращивание духа через тренировку тела и эта идея красной линией тянется через философию восточных единоборств по сей день. И зачем они вообще нужны были эти школы кулачного боя, если с оружием оно всегда сподручней. Причем я позволю себе высказать еще более крамольную мысль. В христианстве почти приблизились к чему-то подобному. Вспомните ритуалы укрощения плоти. Но в западной трактовке они приобрели совершенно другой характер, как мне кажется именно потому, что не было уважения к человеческому телу и его возможностям даосов и конфуцианской системности.
На мой взгляд человек мало изменился с ветхозаветных времен. Особенно в части поисков себя. У нас всегда есть выбор – потратить свою жизнь на попытки сделать карьеру, заработать, посмотреть телик, выпить пивка и так далее и тому подобное. Разве мало людей, которые проживают свою жизнь именно так. Рано или поздно возникает чувство пустоты, с которым каждый справляется в меру своих сил. Успех мировых религий в том, что они позволяют заполнить эту пустоту, дают цель и смысл. Совершенствуйся – ибо ты сотворен по образу и подобию. Ты содержишь в себе эманацию вышних сил, которую обязан развить и обогатить. И тебе воздастся. Но мы другие, а мир рационален. Да и 70 лет атеизма никуда не денешь. При этом школы боевых искусств, на мой взгляд, не только являются продолжением религиозных практик, но выполняют ту же роль. Только вместо молитв и постов – изнурительные тренировки. Тренируй свое тело, чтобы взрастить дух. В результате методы различаются, но цель одна. Дать смысл и дать систему. Потому что вне системы духовных ориентиров человек разрушается, и жизнь его разрушается. Поэтому и говорят, что у одних есть стержень. А у других его нет.
Для тех, кто вдруг прочтет между строк то, чего я там не писал.
Я хотел поделиться своими мыслями относительно целей восточных боевых искусств которые обеспечивают им столь долгую и объемную популярность в разрезе истории развития религиозных воззрений жителей Азии и Индии, как прародителей так сказать. Я против сектантства. Я ни в коем случае не говорю о том, что в единоборства должны привносится религиозные ритуалы. Совсем наоборот. Я православный и верующий. Надеюсь заранее ответил на все щекотливые вопросы. Буду рад если то, что я сказал кому-нибудь покажется любопытным.

Укрощение страха

Можно бесконечно долго изучать самые что ни на есть смертельные приемы, с непростым лицом рассекать воздух мечом ,с громким криком ломать кирпичи и в критическую минуту пасть жертвой собственного страха. Превратиться в жалкого, вымаливающего пощаду слизняка, валяющегося в ногах у своих обидчиков.

 

Страх — вот главный враг каждого нормального мужчины. Страх, заставляет лизать зад начальнику—дураку, жить с нелюбимой женой, спускать жизнь в унитаз только ради того, чтобы другие не осудили. Этот злобный зверек сидит в каждом из нас, и если его не приручить, если не показать ему, кто здесь хозяин, он сожрет твое «я» и нагадит тебе в душу. Боевые искусства отличный способ показать этому упырю кто здесь главный. Но только при правильном подходе к тренировкам.

На самом деле подавляющее большинство тех, кто первый раз приходит в школы боевых искусств ищут способы победить свой страх. Они свято верят в то, что, переступив порог додзе, мудрые Сенсеи начнут избавлять неокрепших адептов от неуверенности и слабоволия. При этом Сенсеи (если они настоящие) обучают технике и на каждой тренировке бубнят нечто о том, что самый главный враг бойца — это он сам. Что победа над самим собой — есть высшая цель боевых искусств. Но как часто эти слова кажутся этаким моралистким бредом, который, как мы думаем, эти люди в белых одеждах говорят лишь для того, чтобы придать своим занятиям большую духовность.

Когда я пытливым юношей задал своему учителю вопрос, что означает эта мудрая, но для меня совершенно бессмысленная фраза «победа над самим собой — высшая цель каратэ», он задал мне встречный вопрос — «кто, тот негодяй, который толкает тебя на самые неблаговидные и глупые поступки в твоей жизни». «Я сам!» — честно ответил я, — «То есть достаточно вести себя правильно и я достигну победы над собой, а значит побеждать других мне будет легче легкого?» — спросил я. Ну, если бы все обстояло так — на хрена нужно было бы каратэ« — возразил мне учитель. К сожалению такого разговора никогда не существовало, но он мог бы быть, и тогда, возможно, пытливый юноша сделал бы в своей жизни чуть меньше глупостей. Так уж сложилось, что мой учитель, никогда не утруждал себя детализацией вечных истин и не шел дальше фразы «сначала научись побеждать себя, а потом думай о других». Поэтому до многих вещей пришлось доходить самому, в чем вероятно и была его хитрая, азиатская цель.

Первое, что я понял — главное понять, источник страха ты сам и это очень сильное чувство. Нельзя уговорить себя не боятся — хуже будет. Победить страх можно и нужно. Для этого надо просидеть в позе лотоса двадцать лет и достигнуть состояния полной отрешенности. Не хотите сидеть в лотосе, не проблема — тридцать лет тайцзыцюань и результат, я думаю, будет точно такой же 
Если хочется более быстрого результата, то для победы над конкретным страхом в бою скромно рекомендую формулу собственного изготовления

Победа над страхом = гордость + заншин + правильный подход в тренировкам.


Гордость. Если ежедневно ты проливаешь литры пота и крови, на каждой тренировке переступаешь через свое не могу, рвешь жилы чтобы отжаться хотя бы на один раз больше чем вчера, лупишь макивару до полного изнеможения, используешь любую возможность чтобы поспаринговать, причем делаешь все это систематически и на протяжении достаточно продолжительного времени. То при встрече с жизнерадостными гопниками претендующим на твое имущество или просто, ради веселья желающими настучать по твоему интеллигентному лицу — крайне высока вероятность, что пролитые тобой пот и кровь, потраченное тобой время и немалые усилия, цель которых именно такая ситуация — не дадут тебе струсить. Ибо гордость за свою хорошо сделанную очень тяжелую работу — весьма серьезный мотив для не обосраться.

Заншин. Для меня — это состояние внимания в тонусе. Когда ты видишь то, что происходит вокруг, осознаешь то, что происходит вокруг и присутствуешь в том, что происходит вокруг. В этом случае зарождение конфликта и его развитие не станут для тебя неожиданным сюрпризом. А ведь ничто так не пугает, как неожиданность. Хороший нежданчик, может вызвать медвежью болезнь даже у матерого бойца 

Правильный подход к тренировкам. Если ты занимаешься боевыми искусствами, то в тренировке непременно наступает период, когда техника отрабатывается в паре. Если не наступает — это не боевое искусство (ИМХО). По моему глубокому убеждению, парная отработка должна состоять из двух этапов. Первый — овладение рисунком приема, то есть медленно и спокойно. И вторая — боевой режим. То есть атакующий должен бить так как будут бить на улице — на поражение, а защищающийся, соответственно защищаться и контратаковать, мобилизуя все свое умение, силу и желание вломить. Для особо мудрых адептов — это не означает, что надо убить своего партнера на месте. Напротив его надо любить из всех сил, потому что именно он дает вам в эту минуту бесценный урок. Но вплоть до финального удара все техники должны быть исполнены так, как тигр нападает на свою добычу. То есть на полную катушку, изо—всех сил, и не делая различий между зайцем и кабаном.

Главный враг

Правильные Сенсеи говорят правильные слова. Некоторые из этих слов они повторяют настолько часто, что мы перестаем задумываться над их смыслом, воспринимая как обязательное звуковое сопровождение к тяжелым тренировкам. Например, мой учитель любит повторять, что главная цель занятий каратэ — победа над самим собой. Казалось, что может быть банальней, а главное какая здесь практическая цель.

Одно дело стать сильным и ловким дабы побеждать злобных супостатов покушающихся на честь и благосостояние тебя и другое дело медитировать на тему «а что он собственно хотел сказать». А помедитировать не помешает, ибо правильные сенсеи говорят правильные слова. Например чтобы победить агрессора необходимо две обязательных составляющих: умение и воля. В первом случае речь идет о специальных навыках которые приобретаются в ходе тяжелых тренировок, во втором о своего рода «привычке побеждать» - этакой совокупности качеств включающих в себя и волю к этой самой победе и умение контролировать сокращения сфинктера, и даже состояние этакого куража от самого процесса боя. И если с первым все понятно, то вот со вторым могут возникнуть проблемы. Мало ли бойцов, которые демонстрируют филигранное владение своим телом и от дружеского спарринга не откажутся, а дойдет дело до взгляд на взгляд — пасуют и «текут». Вот здесь, мне кажется и начинается разговор о той самой победе над собой. Потому что кто тот мерзавец, который толкает нас на все самые постыдные поступки в нашей жизни как не мы сами. Это мы сами потакаем своим слабостям, идем на поводу своих привычек, находим массу оправданий своему бездействию перед лицом жизненных трудностей. При этом каждая уступка этой стороне своего я — это уверенный шаг в сторону рефлексирующего чмошника, чья решительность заканчивается сразу за стенами спортивного зала (а мы говорим о тех, кто как минимум его посещает) Каждая уступка своей «темной стороне» — это вклад в копилку поступков которые формируют устойчивый психотип пораженца. Готовность поднять лапки и сдаться на милость обстоятельств, читай победителя. Победить себя — значит, как это не банально, не отступать. Не сдаваться обстоятельствам, не идти на поводу того парня, что сидит внутри и с утра до вечера придумывает отмазки, настаивать на своем когда прав, отстаивать свою точку зрения. «Привычка побеждать» складывается из небольших, порой совсем небольших, но ПОСТУПКОВ. И тогда тренировки станут гармоничным дополнением этой работы над собой. Начиная с ежедневного и бесперебойного их посещения заканчивая работой с полной отдачей, так чтобы сегодня было хоть немного круче, больше и ширше, чем вчера. Не жалейте парня, который носит ваше имя и оно вам воздастся. «Все, что нас не убивает делает нас сильнее». И однажды этой маленький ноющий засранец, который сидит внутри сдастся!

Блоки и их значение

Блок в его классическом понимании защитного действия, когда ваша конечность энергично становится на пути его бьющей конечности, вообще не имеет смысла. Если предположить что возникла несколько утопичная ситуация, когда противник наносит вам удары один за другим а вы без устали их блокируете – отбиваете, то данная ситуация носит патовый характер. Без изменения позиции, совершая блокирующие действия, требующие значительных энергозатрат, вы вынуждены повторять их вновь и вновь, надеясь только на то, что противник устанет раньше вас. Тем не менее, на первом этапе обучения, то есть на этапе освоения базового кихон, ученику дают именно такие укэ – выполненные с максимальной силой блокирующие движения. Этап «Го». И в этом есть свой смысл. Во первых так проще всего объяснить как включать в специфические и зачастую (за исключением хараи укэ, а это вообще отдельная тема) малоамплитудные движения танден и спину (ваки шимэ). Во вторых, обмениваясь такими блоками, начинающие укрепляют руки. В третьих, они получают первичное представление о дистанции. И, наконец, они знакомятся с принципом «в защите всегда скрывается атака», на самом примитивном его уровне – блоком «го» можно не только отбить удар, но и травмировать конечность противника, что на самом деле и является их предназначением. Дело в том, что помимо сильного удара по конечности жесткие, силовые блоки «го» не решают главной задачи «укэ», которая видится мне в создании оптимальной ситуации для контратакующего действия. В противном случае, зачем вообще нужны все эти странные движения, если на вооружение можно было бы взять уклоны и короткие подставки, как это происходит в боксе. Зачем необходима столь изощренная техника блокирования, состоящая из десятков технических действий. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо перейти к следующему уровню освоения защитных действий, на котором усилие «го» сводится к минимуму и является уже не столько защитным, сколько атакующим действием. Зато появляются мягкое и вязкое усилии. Дзю и мучими или дзюго. Если начинающие выполняют движения ката с го и только, то на этапе изучения тактически рациональной защиты тайминг ката меняется и в нем го, сменяется мучими и обратно.

Усилия дзю. На этапе реализации атакующего движения противника блокирующая рука входит в контакт с конечностью вашего оппонента и затем сопровождает ее, не изменяя траектории но являясь своего рода опорой для изменения позиции вашего тела с помощью движений таи сабаки или таи хираки. Таким образом вы пропускаете атакующую конечность мимо себя одновременно двигаясь внутрь приватной зоны противника используя и инерцию его атаки и свое передвижения. Таким образом открывается простор для многочисленных контратакующих действий, от нанесенного синхронно с защитным действием удара (благо такой блок не требует значительного усилия), до перехода к энергичному рывку с последующим броском, болевым и.т.д. В качестве примера может служить комбинация когда противник наносит прямой удар в область груди, вы, с таи сабаки сопровождаете его руку (находясь вовне), используя инерцию разворота наносите удар по ребрам после чего несильно надавив на лоб или нос роняете супостата себе на колено. Красивая комбинация с минимумом усилий.

Усилие дзюго. Любимая фишка годзю рю. Смысл в том, чтобы не дать атаке развиться. Поймать ее на этапе когда мышцы спины уже передали импульс опорного усилия в руку 9например) и она только начала свой «свободный» полет в вашу сторону. Для себя я классифицировал воздействия с помощью дзюго следующим образом: пересекающие (хайван укэ, ко укэ и.т.д.) и давящие (ура укэ, асаи укэ, хики укэ и.т.д). Цель подобной защиты войти в контакт с атакующей конечностью противника пребывая в состоянии когда мышцы спины активно включены в работу, при этом руки остаются эластичными и не дожидаясь когда удар пройдет точку после которой он набирает наибольшую силу за счет включения бедер ли, плечей ли, танден ли – это не важно. Главное, то в тот самый момент, когда спина уже толкнула и разгон атаки только начался, двинуться навстречу атаки противника и либо пересечь ее, изменив траекторию, либо взять под контроль для дальнейших манипуляций с тушкой жертвы. Примерам подобных действий могут быть:
1. Блок хайван дзедан укэ с последующим ко учи (мучими) в лицо (вариантов дальнешего развития событий множество)
2. Хики укэ (суриаши вперед) с последующим воздействием на трахею (в качестве очень простого примера.
Помимо обучения эффективной с точки зрения тактики защите блоки дзюго являются также отличным способом психологической подготовки, поскольку требуют постоянного движения на встречу атакующему противнику.

В данном прочтении блоки все дальше уходят от своего классического «кихонного» понимания и это важно понимать тем, что только начинает заниматься. Хотя бы для того чтобы видеть цель и избавиться от вопросов из серии «а почему мой аге укэ не работает в бою»


Я убежден, что правильное понимание уровней защиты просто необходимо для правильного понимания бункая, скрытого в движении ката. Например, чрезвычайно важно понять, что за усилие скрыто в этом конкретном движении. Несет в себе этот элемент го, дзю, или дзюго. Как мне кажется - это может стать универсальным ключом к пониманию движений ката и к пониманию техники каратэ, в данном случае годзю рю.

Зачем я так со мной

Адепты боевых искусств вообще и посетители различных форумов, посвященных боевым искусствам в особенности, чрезвычайно любят рассуждать о боевитости своих и чужих школ единоборств. Поборники рукопашного боя уничижительно отзываются о «восточниках», поклонники муай тай ругают представителей традиционного каратэ и даже своих «земляков» из пока еще редко встречающегося на национальной почве муай-боран, ушуистов гнобят каратисты и все дружно предают остракизму несчастных айкидок, которые отбиваются изо всех сил приводя документы и видеофакты. Вчитываясь в строки межстилевых обсуждений создается впечатление, что все, без исключения, кто занимается каким-либо из единоборческих искусств ежедневно и ежечасно готовится в шмертельному поединку до последней капли крови. Каждый второй считает себя ВОИНОМ (вот именно так, чтобы все буквы были заглавными), а каждый третий к этому неуклонно стремится. В связи с этим я задаю себе вопрос, толи мне повезло и я живу в каком то другом, идеальном мире, где царят мир и покой, толи действительность не так плоха, как она видится из окна многих додзе. Последний раз я дрался на улице в 2005 году. Новогодний корпоратив, немного водочки и три гопника, которые решили сделать из меня дедушку мороза, но не рассчитали сил. Ну, по молодости было с переменным успехом…в девяностые (а у кого не было, время такое), в армии. Вот, пожалуй, и все. И это при том, что я не самый сдержанный индивидуум. То есть на наших улицах не идет война. Не маршируют колонны злодеев мечтающих покуситься на честь, достоинство и материальное благосостояние граждан. То есть не происходит ничего такого, что может сподвигнуть человека ПОСВЯТИТЬ жизнь тому, чтобы стать ВОИНОМ. Да мужчина, если он таковым себя считает, должен уметь постоять за себя. Но надо ли для этого годами истязать свое тело, в зале изучая сложные движения и не менее сложные стратегии. На мой взгляд, вполне достаточно формулы: присед со штангой – становая тяга – боксерский мешок, железное очко и оса в кармане. Ибо для супостатов, которые потенциально желают вам зла – этого набора за глаза. Так откуда у взрослых людей такая тяга к систематическим посещениям разнообразных додзе. На минуточку – согласно статистике боевые искусства САМЫЙ массовый вид физической активности в нашей стране и не только. Если не брать детей, которых к дяде тренеру приводят мамы и папы, на мой взгляд, истинных причин три. Первая спортивная. Понятная и хорошая причина. Собственно и говорить не о чем, кроме одного, что будет дальше, когда спортивная карьера закончится. Вторая - «эльфийская». Молодых людей в определенном возрасте в залы «постижения духа и пути» влечет тот же мотив, что и толкинистов в известный московский парк – желание оказаться в мире, где он или она что-то из себя представляют, что-то могут. Причем это что-то сильно отличается от того, что могут и умеют окружающие их «простые» люди. Хотя бы в их собственном воображении. Это возрастное и это проходит. Поэтому не интересно. Куда интереснее упорное посещение тренировок взрослыми, состоявшимися людьми к которым я отношу и себя. Причем когда это продолжается десятилетиями, то становится скорее диагнозом, нежели увлечением. Потому что только диагнозом можно объяснить тот факт, что, убившись на работе, я через не могу, буквально пинками загоняю себя в зал, где не жалея сил измываюсь над собственной тушкой.
Однажды я постарался честно ответить себе на вопрос, зачем мне это нужно. Постоять за себя - да ладно! (Читай выше). Бесконечное путешествие по пути самосовершенстования – красивая история, но пока существующая скорее на рациональном уровне, нежели в качестве принятой идеи. Хотя я очень надеюсь принять. Самый честный ответ, который я сам себе дал, звучал так – без моего карате (в моем случае) у меня в жизни останутся: диван, телевизор, пиво, будни, потрындеть с приятелями, работа (дай бог чтобы нравилось)…в общем жизнь рядового обывателя, которая рано или поздно приводит к вопросу. Нет не так...К ВОПРОСУ!!!! который в свою очередь приводит к запою, депрессии и последующему унылому доживанию с ответом из серии «не хуже чем у других». А боевые искусства – это всегда лучше, причем лучше, чем ты вчера. А завтра лучше чем ты же сегодня. Именно ты, а не он. А уже потом из рационального понимания «пути самосовершенствования» который звучит как фраза из плохого романа – фэнтези приходит искренняя вера, что по другому нельзя. Что мы зачем то созданы по образу и подобию. И воспитания своего тела, а через него воспитание своего духа – это не худший ответ на этот вопрос. И тогда каждая тренировка приобретает звучание, и каждый удар наполняется искренностью. Вот почему я искренне верю, что понимание истинного мотива своего первого шага через порог своего первого додзе сильно ускоряет прогресс и избавляет от массы ненужных метаний.

Ярость

Пять миллионов лет существо, которое сейчас гордо именует себя человек, руками, зубами и подвернувшимися под руку каменюками отвоевывало окружающий мир у куда более сильных хищников. Пять миллионов лет непрекращающийся битвы, в результате которой, лишенному клыков, когтей и панциря примату природа дала то, что позволило ему покорить эту планету и стать на ней самым опасным существом, а именно: разум и уникальный набор качеств, превративших мужчину в совершенное оружие со своим спусковым крючком в виде механизма выброса адреналина.


Немного физиологии
Адреналин — биологически активное вещество (так называемый медиатор), которое «выбрасывается» в кровь в состоянии стресса. А если учесть, что стресс — это общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма на любое воздействие экстремальных факторов, а ими могут быть как физические влияния (жара, холод, травма), так и психические (опасность, конфликт, радость), то адреналин в нашей крови присутствует всегда! На любое такое воздействие организм реагирует всегда одинаково, а именно адаптирует клетки к новым условиям — состоянию стресса, давая возможность человеку приспособиться к сложившейся ситуации. Причем происходит это мгновенно, потому что так называемые адреналиновые рецепторы расположены во всех, без исключения тканях организма. Увеличивается частота сердечных сокращений, сужаются кровеносные сосуды, в связи с этим повышается артериальное давление и расширяется зрачок. Под действием этого гормона увеличивается частота и глубина дыхания, повышается скорость протекания обменных процессов, улучшается работоспособность мышц, мышечная усталость наступает значительно позднее. Одновременно снабжение кровью мочевых органов и желудочно-кишечного тракта уменьшается, их мышцы расслабляются, а сфинктеры, наоборот, сокращаются. Первоначально считалось, что адреналин выделяется в организме человека благодаря симпатическим нервам, поэтому их раньше называли адренергическими нервами. Фактически основным выделяемым веществом является норадреналин, из которого затем образуется адреналин. Инъекции адреналина хорошо помогают при лечении бронхиальной астмы, так как при этом происходит расслабление мускулатуры бронхов. Адреналин применяется при хирургических вмешательствах или впрыскивается через эндоскоп для уменьшения кровопотери, так как под действием этого вещества происходит сужение кровеносных сосудов, расположенных в коже и слизистых оболочках.

Кто не рискует — тот не худеет
Эффект адреналина очень непродолжителен — всего около 5 минут. Это связано с его активной «переработкой» в организме — в ответ на выделение адреналина включаются системы его деактивации. За эти пять минут адренорецепторы успевают запустить механизм распада жировой ткани. Именно поэтому, а не в следствии скудного питания, в древности, процент людей страдающих ожирением был ничтожным. В настоящее время ведется разработка специфических лекарственных препаратов, которые, возможно, смогут применяться при лечении ожирения. Помимо похудения, выброс адреналина стимулирует основные жизненно важные функции. Недаром адреналин применяют в противошоковой терапии. А еще для каждого человека существует своя адреналиновая норма, так называемый эмоциональный пик, достижение которого требуется человеку время от времени. При невозможности этого действия развивается депрессия. Есть даже такое понятие, как эмоциональные наркоманы. По мнению психиатров, это приблизительно 30% населения, у которых порог эмоциональной реакции очень высок, то есть для достижения эмоционального пика им требуется дополнительный стимул, например, прыжок с парашютом или высокая скорость. Словом, риск в любом проявлении. Таким людям, как правило, неизвестны состояния стресса, усталости или недовольства собой.

Налево пойдешь — себя потеряешь
Впрочем, в жизни большинства современных мужчин нет места не то что риску, но даже минимальной физической активности. Работа, быт и повседневные хлопоты. Они почти без остатка пожирают силы и время. Плюс эмоциональный протез, который приходится носить в офисе, а потом по инерции дома и с друзьями. Плата за так называемую спокойную и цивилизованную жизнь — это депрессии, угнетенное состояние, неврозы, стрессы и еще целый букет скрытых и явных расстройств. Вот она плата за «цивилизованность». А ведь, что такое период относительно благополучного существования человечества по сравнению с историей первобытного выживания в ходе, которой ковался современный мужчина. Сколько отваги, ярости и силы было заложено в него за этот бесконечно долгий период, когда для того, чтобы поесть надо было сначала догнать пищу, а чтобы выжить — убежать от того, кто считает тебя пищей. Но вот пройден невероятный и сложный путь от примитивного дикаря, до существа, которое научилось побеждать собственную кровожадность. Возникают великие государства, источники уникальной культуры и науки. Воины становятся олицетворением силы, мужественности и благородства. И так продолжается пока китайцы не изобретают порох. С этого исторического момента совершенствование способов укокошить ближнего своего стало развиваться как непрерывная череда технических усовершенствований, а мужчины, вместо того, чтобы встать на вершине пищевой пирамиды и ударить себя в мощную грудь пудовым кулаком, превратился в трусоватого и не способного брать на себя ответственность обладателя брюшка и отдышки.


Вставай на лыжи!
Казалось бы, что здесь такого? Жизнь не стоит на месте, ее не повернуть вспять. Мы идем по тому пути, который сами выбрали. Ничего не изменишь. Главное интеллект, а мышцы и кулаки никому сегодня не нужны. И вряд ли кто-нибудь готов отказаться от достижений технического прогресса и переселится в пещеру. Но как быть, если мужчине необходима схватка и отказывать ему в ней, значит идти против самой природы. Слышу возмущенные крики, что это призыв к насилию и вообще большинство современных мужчин ни в каких схватках не нуждается. Но не может мужчина быть все время белым и пушистым — он от этого болеет. А вот для того, чтобы от вспышек неконтролируемой агрессии, возникающих как следствие постоянного угнетения природой заложенных рефлексов, не страдали близкие и коллеги предаваться этому чрезвычайно важному процессу необходимо в специально отведенных для этого местах. Например, в боксерском зале, борцовском клубе, фехтовальной школе или на горнолыжном склоне. Подобные занятия сделают жизнь  более полной, осмысленной и уравновешенной.

Интересно
Под влиянием адреналина происходит повышение содержания глюкозы в крови и усиление тканевого обмена. Адреналин усиливает распад и тормозит синтез жиров. Постоянное и длительное воздействие адреналин стимулирует развитие мышечного корсета человека, улучшение функциональных способностей мышц и укрепление костной ткани. Адреналин оказывает стимулирующее воздействие на центральную нервную систему.Он повышае уровень бодрствования, психическую энергию и активность, вызывает психическую мобилизацию. Адреналин оказывает выраженное противоаллергическое и противовоспалительное действие, тормозит высвобождение гистамина, серотонина, кининов и других источников аллергии и воспаления. Понижает чувствительность тканей к этим веществам. Адреналин вызывает повышение числа лейкоцитов и тромбоцитов, что, наряду со спазмом мелких капилляров, обуславливает гемостатическое (кровоостанавливающее) действие адреналина.

Прямая передача

Девочка Катя занималась макраме у Анфисы Петровны пять лет, а девочка Лена занималась макраме у Анфисы Петровны три года. Потом Анфиса Петровна, будучи женщиной преклонного возраста умерла и появились на просторах России две великих школы макраме ведущие свою родословную от самой Анфисы Петровны, признанной кудесницы макраме чьи работы по сей день являются гордостью местного краеведческого музея. Стали они (школы) выяснять чей стиль мараме чище и ближе к учению почившего мастера. Пока они это выясняли в город вернулась внучатая племянница Анфисы Петровны которая в свое время неудачно вышла замуж и уехала в другой город. Расставшись со своим некачественным мужем она решила податься на родину, а будучи девушкой предприимчивой тут же объявила себя прямой наследницей искусства макраме своей родственницы и в доказательство предъявила фотографию на которой претендентка радостно выдувала пузыри сидя на руках у тогда еще молодой мастерицы...

Бред, скажете вы! Но согласитесь - при небольшой перестановки слов история может приобрести вполне знакомое и главное реальное звучание. Почему же, когда речь идет о, например, карате, нас не коробит факт подобных "разборок" и мы сами с удовольствием принимаем участие в исследованиях первоисточника школы и древа передачи знаний от мастера к мастеру. Что отличает кулачное искусство от макраме или вышивания крестиком. Что есть в нем такого, что заставляет нас искать "истинный источник". Что делает в карате факт "прямой передачи" настолько важным? Быть может все эти до миллиметра выверенные положения рук и ног не более чем хитрый маркетинговый ход придающий этому конкретному стилю его особые конкурентные преимущества?
Отдав карате много лет, я не так давно начал понимать, что это не вековое заблуждение и не коммерческое решение. И это понимание стоило каждой минуты проведеннйо в зале в ущерб пиву и дивану) Потому что только сейчас я начал ... чувствовать, что вот только при вот таком положении рук и ног и никак иначе включаются определенные механизмы и формируется определенное усилие.

Мой наставник, Морио Хигоанна Сенсей, когда я был у него в ноябре сказал интересную вещь
- В Японских школах есть традиция. Мастер передает ученику достигшему самой высокй ступени майке кайден - свиток со всеми секретами школы. В Окинавском карате нет такой традиции, но есть три великих секрета - внимательно смотреть, внимательно слушать и ....много потеть. Других секретов нет.
А еще, как необнократно подчеркивал Хигаонна Сенсей - главная драгоценность карате - это ката. Именно ката, тонкости и ньюансы их исполнения, их наполненность, работа с усилиями и есть то, что должно!!!! передаваться в неизменном виде. И в отличии от техники вязания макраме для понимания этих деталей ката необходимо очень много усилий и времени. А главное эталонный образец.
Но каждый человек индивидуальность. В том числе в том что касается двигательнйо модели. А каждый мастер индивдуальность вдвойне. В том числе в том, что касается понимания ката.
Вот почему мое глубокое личное мнение - наличие нескольких направлений (если они созданы действительно мастерами со всеми вытекающими) не есть зло, а скорее полезная перспектива, позволяющая увидеть картину под разными углами. И в данном случае эталон - не застывшая догма, а саморазвивающаяся и впитывающая в себя все самое лучшее система основанная на прочном фундаменте краеугольных принципов.

Поэтому бесполезны разговоры о том, чье годзю рю годзюрюстее а уэчи рю уэчирюстие. Мы выбираем не школу а наставника. Я не мыслю другого карате кроме карате Морио Хигаонна. Но это не значит что я слепой догматик. Я с уважением отношусь ко всем последователям этого замечательного боевого искусства так как каждый из них может научить, может дать свежий взгляд на движенеи и ответ на давно назревший вопрос. И низкий им поклон за это! Потому что каждая НАСТОЯЩАЯ школа рожденная настоящим, талантливым мастером - это грань алмаза имя которому карате.

Эффективность

Если подняться чуть выше чем базовые упражнения и базовые формы, то на определенном этапе движения практически всех единоборческих систем прошедших проверку временем и дошедших до наших дней начинают неуловимо напоминать друг друга. Я бы пошел дальше и сказал, что эта похожесть есть высшее мерило их жизнеспособности и я бы даже не побоялся сказать правильности.
А все потому, что целью любого "настоящего» искусства боя должно быть оптимальное решение поставленных задач. Как правило задачи эти ставятся перед существом обладающем конечным набором конечностей и касаются они вопросов защиты тушки вышеозначенного существа и по возможности причинения телесного ущерба аналогичному существу проявляющему агрессию. Отсюда и поиск максимально эффективных: угла атаки, траектории, точки воздействия, дистанции и прочая. Вплоть до метода решения конфликтной ситуации. Я глубоко уверен, что ЭФФЕКТИВНОСТЬ – есть высшая цель карате. Отсюда и иероглиф ВА присутствующий во многих Додзе карате не исключая Окинавский Додзе моего учителя, отсюда разговоры о том, что лучший бой – ен состоявшийся бой, рассказы о том, что в карате нет первой атаки…и это все правильно ибо эффективно. Потому, что геометрическая и физическая эффективность техник в плане приложения и использования усилий – это еще не карате (заменяй на любое истинное боевое искусство). Одно единственное слово сказанное столь вовремя и имеющее настолько актуальный смысл, что способно не дать развиться поединку – вот истинная эффективность. Потому, что для этого необходим моментальный анализ ситуации, вариантов, психотипа противника и всех альтернативных последствий своих действий. Мое мнение – человек идущий оп пути боевых искусств – это тот кто находится в непрестанном поиске эффективности. Именно для этого он изнуряет свое тело и насилует разум монотонным повторением практик. В этом процессе он подобен скульптору отсекающему все лишнее. Без этой работы "над собой" занятия в любом виде и в любой школе лишь слепое копирование.

Карате - универсальный ассенизатор сознания

Человеческий мозг, словно зеркало отражает все, что, так или иначе, попадает в сферу нашей жизнедеятельности. Вот только в отличие от зеркала при контакте с действительностью рождаются не копии, а мысли и образы, которые словно упаковка от чипсов и пивные бутылки накапливаются в многочисленных помещениях нашего любопытного и жадного разума. Этот интеллектуальный мусор с годами превращается в плотно утрамбованные представления об окружающей действительности и человеческих отношениях. Порой мы заходим так далеко, что склонны думать, что эти продукты рефлексии нашего мозга и есть МЫ, что рожденные контактом с миром мыслеобразы и есть суть нашей личности. Мы живем в мире, выстроенном из интеллектуальных отходов, лишенные возможности взглянуть на действительность глазами неискушенного и любопытствующего. В мире, где то, что мы думаем равно, то что мы есть. Но мы – это не реакции нашего мозга, точно так же как мы – это не реакции нашей печени, почек или поджелудочной железы. Мы – это то, что мы делаем. Те, кто хотя бы раз прыгал с парашютом, меня поймут. Когда шагаешь в потрясающее никуда первый раз, мыслей нет. Нет судорог сознания, анализа и выводов. Есть только рвущийся из тебя крик и больше ничего. Разве в этот момент мы не становимся сами собой. Но как продлить это ощущение во времени без экстремальных экспериментов. Человечество придумало массу способов для остановки так называемого внутреннего диалога. Дзен, йога, дао все это в той или иной мере практики позволяющие придти к себе. Впрочем, совершенно необязательно приобщаться к этим экзотическим философско-религиозным течениям. Настоящий художник, настоящий спортсмен, настоящий … испытывали, испытывают это состояние. Школы боевых искусств вообще и карате в частности – это, на мой взгляд, один из самых эффективных способов избавиться от мыслемусора и докопаться до своего, похороненного под горами протухших мыслей «Я». Многочисленное повторение сложных как с точки зрения траектории, так и с точки зрения управления усилиями и дыханием движений, глубокая внутренняя концентрация, экстремальные нагрузки, поединок , как апофеоз неосознанного творчества в сочетании с реальным риском не оставляющим времени для реакций разума и противоречащие ему этикет и дисциплина все это создает на мой взгляд почти совершенную систему формирования не скованной ложными представлениями, открытой для нового знания личности. Правда работает это только при условии максимальной искренности по отношению к тому, что делаешь и понимании, что достижение цели – это всегда разочарование, а путь к цели – истинное удовольствие.
Категория: Мои статьи | Добавил: kasper (08.06.2012)
Просмотров: 2296 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 Боец  
0
В конце - правильный вывод об эффективности. Это критерий, при несответствии которому, единоборство будет балетом.

Но к каратэ так и будет недоверие. Это связано со многими вещами. Нежелание менять технику, методику подготовки, куча лишнего. Да еще и брезгливое отношение к спорту у некоторых. Все это и отличает истиное неспортивное боевое каратэ, которое остается отсталым и бессмысленным.
Спортивные стили каратэ имеют свои особенности в зависимости от правил, но техника там отличается от традиционного каратэ. И спорт это лучше, чем загнивающее боевое искусство.

Раздача ничего не значащих поясов, много понтов, устаревшая техника - вот древнее каратэ.
И еще 99 из 100 секций неспортивного каратэ имеют эти проблемы.

Если хочешь научиться драться на улице без риска нарваться на чудо школу - иди в контактный спорт бокс, кик, тай, саньда, кудо, АРБ, рб динамовка и т.д. И борьба. Но только спорт. Даже с кучей ограничений даст навыки. Все эти древние школы, тайцзи, Кадочниковы , Рябко, самообороны - это шняга.

2 BB  
0
Лично моё мнение, традиционное карате не значит без соревнований, но соревнования это  часть тренировочного процесса, это хорошая тренировка духа, стойкости, целеустремлённости, понимания цены удара, броска или другого технического действия. Главное не понимать соревнования как саму цель карате. Те системы которые отвергают соревновательные практики конечно будут ущербны так как они лишают себя одного из немаловажных способов тренировки!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz