Дэнто-тэки бункай на технику формального комплекса
Гэкисай дай ити
Автор: Павел Клопов Дата публикации:
29.01.2005
Категория: Практика Каратэ
От редактора: Продолжаем
знакомить посетителей сайта с техникой окинавского Годзюрю каратэдо. На этот
раз предлагаем вашему вниманию расшифровки движений ката Гэкисай дай ити –
дэнто-тэки бункай.
Дэнто-тэки
бункай - это первый шаг к прикладному применению техники и тактики приемов,
используемых в ката. Так как Гэкисай дай ити является ученическим ката и
технические приёмы в нём достаточно просты, то и от бункай ожидать чего-то
особенного и «секретного» не стоит. Основная их задача - научить ученика
использовать тот минимальный арсенал, которым он обладает, для самообороны при
атаке по различным уровням. Плюс довести до автоматизма уход с линии атаки
(тай-сабаки) за счёт сури-аси в сторону или выхода в дзэнкуцу-дати, а также
сико-дати назад и в сторону.
Исходная позиция для всех бункай:
Сэмэтэ:
хидари дзэнкуцу-дати, тюдан-но камаэ.
Укэтэ:
хэйко дати, моротэ гэдан-но камаэ.
Первый бункай
Сэмэтэ:
ои-дзуки дзёдан.
Укэтэ:
выполняет сури-аси внутрь с одновременным агэ-укэ. Затем ои-дзуки дзёдан в
хандзэнкуцу-дати.
Второй бункай
Основной
бункай
Сэмэтэ:
маэ-гэри гэдан.
Укэтэ:
выполняет уход в сико-дати наружу с одновременным харай-укэ.
Как вариант можно использовать следующие действия:
Вариант
№1
Сэмэтэ:
ои-дзуки гэдан.
Укэтэ:
уходит в сико-дати вовнутрь с одновременным харай-укэ, затем выполняет цуки
тюдан с выходом в дзэнкуцу-дати.
Некоторые
инструктора IOGKF наряду с этими бункай демонстрируют вариации, в которых
совмещают первый и второй (см. ниже).
Вариант
№2
Укэтэ:
выполняет сури-аси наружу с одновременным агэ-укэ. Затем с выходом в сико-дати
выполняет захват руками за бьющую руку и впереди стоящую ногу. После чего
выполняет бросок вперёд, двигая руку вниз, а ногу – вверх.
Вариант
№3
Укэтэ: после ухода наружу и одновременного агэ-укэ
выполняет перехват руки сэмэтэ не блокирующей рукой, а освободившейся, с уходом
в сико-дати подхватывает впереди стоящую ногу. После чего выполняет бросок
назад, двигая руку вниз, а ногу вверх.
Третий
бункай
Сэмэтэ: ои-дзуки тюдан.
Укэтэ: выполняет сури-аси вовнутрь с
одновременным ёко-укэ. Затем выполняет кин-гэри и с постановкой ноги на пол
(можно и на ступню сэмэтэ) проводит хидзи-атэ тюдан, после чего на отшаге назад
следует сёмэн уракэн-ути дзёдан.
Сэмэтэ: проводит гяку-дзуки тюдан.
Укэтэ: стоя на месте, защищается с помощью
харай-укэ и контратакует цуки-тюдан. Раньше Хигаонна Морио разделял его на два
бункай, останавливаясь на уракэн-ути, а продолжение выполняя как отдельный
бункай (см. ниже), но так как оно фактически повторяет второй бункай и
кихон-иппон кумитэ на удар в область гэдан, стал показывать третий бункай
именно как связку с продолжением.
Четвёртый
бункай
Сэмэтэ: ои-дзуки тюдан.
Укэтэ: выполняет сури-аси наружу с
одновременным ёко-укэ, затем, разворачиваясь на ноге циркулем и захватив руку
сэмэтэ, наносит сюто-ути (целью может быть переносица или горло), после чего
выполняет аси-барай и фумикоми-гэри по лежащему противнику.
Пятый
бункай
Сэмэтэ: ои-дзуки тюдан
Укэтэ: уходит вовнутрь в дзэнкуцу-дати с
одновременным блоком ёко-укэ (иногда советуют выполнять отоси-укэ), тут же
выполняя ура-дзуки тюдан этой же рукой. И сразу же - цуки тюдан другой, после
чего подтягивает сзади стоящую ногу и, используя инерцию тела, на шаге вперёд выполняет
толчок.
Автор: Павел Клопов (4 дан Годзюрю каратэдо).
Технику демонстрируют его ученики - Владимир
Литун и Кирилл Андрианов